Вы вошли как Гость| Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

  Zebra  в шоколаде SITE  Hit the High points      

Понедельник, 16.06.2025, 08:16
SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!
Рекламодателям
 
 
 
 
 
 
 
 
Воланд - главный герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Одним из виртуозных воплощений философской идеи автора «Мастера и Маргариты» является Воланд. Его образу в романе принадлежит особая роль. С одной стороны, он — представление фантастического элемента, который уже традиционно использует писатель, с другой — Воланда во многом можно назвать авторским резонером, выразителем идеи романа. Внешность Воланда - «… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой.»
Воланд появляется в первой же главе «Мастера и Маргариты» и уходит в вечность вместе с остальными героями в конце книги.
 
Это единственный герой, неподвластный чужому суду, решению, возмездию или разоблачению. Правда, мы помним его слова о какой-то «очаровательной ведьме», оставившей на память ему боль в колене. Но в самом-то романе — в его повествовании — нет ни одного случая, где бы Воланд потерпел поражение. Вспомним, чем окончилась попытка его разоблачения в варьете на сеансе черной магии. Воланд — своеобразный * над персонаж», «сверхгерой», выходящий из всех ограничительных рамок трех плоскостей повествования: «романа о Мастере», «романа о Пилате» (в нем Воланд непосредственно не участвует, является лишь свидетелем происходящего), «романа о Воланде и Москве», если можно так сказать, об основной материи романа «Мастер и Маргарита», наиболее объемной его части, где противостоят друг другу «силы тьмы» и Москва 30-х годов.
Но сопротивление Москвы «части той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», заранее бессмысленно. Воланд же обнаруживает свое присутствие в романе еще раньше, чем основной «герой» (хотя и заявленный в названии) Мастер, раньше, чем Москва — в эпиграфе, где слова от имени Мефистофеля можно отнести и к Воланду.
Автор отдает этому герою достаточно широкие полномочия: на протяжении всего романа он судит, вершит судьбы, решает — жизнь или смерть... Вереница мелких апокалипсисов совершается по воле Воланда. Воланд стоит во главе силы, осуществляющей мотив возмездия — суда. По существу, он — одна из главных сюжетных «пружин», потому что мотив возмездия, суда, осуществления справедливой оценки является главным мотивом произведения.
О том, что Воланд — это представитель силы зла, тот же Сатана, мы вспоминаем не сразу, точнее, сам автор не акцентирует внимание на этом. Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное деление «полномочий» между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые. Сам Воланд относится к формальностям, к своим «министерским» обязанностям достаточно пренебрежительно: он не мешает Маргарите совершить акт милосердия, отворачиваясь, а его «пакостничанье» ограничивается проделками свиты, особенно Бегемота. Основная же «деятельность» Воланда, видимо, — уравнове-шиванье сил добра и зла, осуществление справедливости. Воланд, а значит, отчасти сам автор, понимает справедливость не только как милосердие, а как воздаяние по принципу «каждому по вере». «Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!» Воланд каждого героя, весь город вместе взвешивает на весах человеческой совести, человечности и правды. «...Не верю я ни во что из того, что пишу!..» — восклицает Рюмин, осознавая свою бездарность, человеческую пустоту, и тем самым платит по счетам. Так Воланд, прямо или косвенно, раскрывает внутреннюю сущность человека, а не внешнюю, рационалистическую. И для автора образ Воланда — не просто сила зла, а сила, противостоящая материалистическому пониманию мира как совокупности внешних черт. Воланд воплощает в себе именно идею автора о неизменности всего внутреннего, человеческой природы и мирового устройства жизни от внешней оболочки. Воланд — это сила, необъяснимая простыми логическими рассуждениями, которая и существенна для Булгакова потому, что разрушает своим существованием в романе рационалистическую идею. Воланд первым делом, пользуясь своей иррациональной силой, побеждает «вдохновителя» материализма, главу Массолита Берлиоза, который «к необыкновенным явлениям... не привык» и старается «защитить» себя от «темной силы» мыслью: «Этого не может быть».
Воланд и его свита — не первое фантастическое допущение Булгакова, но новаторство писателя в создании образа Сатаны выразилось в том, что Воланд — герой вовсе не формальный, и его функция вовсе не ограничивается обычным «репертуаром» чертей и «темной силы». Образ Воланда оказывается едва ли не самым главным в системе персонажей: он скрепляет собой все три плоскости повествования романа, осуществляет основной мотив возмездия, суда.
Образ Воланда напрямую связан с концепцией романа. Воланд называется своим именем (Сатана) только несколько раз — в том числе и в названии главы «Бал у Сатаны». На бал приезжают убийцы и палачи, отравительницы, висельники. Но, как и Воланд, они — лишь посредники между злом и людьми, «помогающие» совершаться преступлениям и пакостям. Все гости — как бы чиновники, «служащие канцелярий» темных сил, имеющие право чаще всего не на совершение зла, а на искушение злом людей (конечно, все они сами уже были искушены). Сатана ведь тоже поддался искушению, он — глава, главный искуситель. Содержание всех трех «романов» сводится к цепочке искушений. Воланд осуществляет одну большую компрометацию Москвы, искушая ее деньгами, ширпотребом на сеансе черной магии и раскрывая зло тем же искушением у каждого человека в отдельности. Все зло, которое затаилось, скрыто, спит в людях, потенциально существует, но подавлено социальными запретами. Воланд, «свита» и вся «темная сила» раскрывают, разоблачают, соблазняют. Но если все сочинения на a l l soch © 2005 такое соблазнение, искушение является каждодневным и в нем ничего особенного нет, то Воланд вносит элемент возмездия, наказания за совершенный проступок. Единственные, кто выносит испытание, — Мастер и Маргарита (да и Мастер, оказывается, все-таки заслуживает лишь покой).
Воланд — эта та основная сюжетная «пружина», которая помогает автору раскрыть, разоблачить, «обезглавить» (как Берлиоза и Жоржа Бенгальского) идею внешней, «оболочечной» жизни. Так же, как в повествовании романа материализуется, всплывает наружу, осуществляется то, что обычно скрыто внутри людей (лишение тела Варе-нухи и «говорящий» костюм, пожар в доме Грибоедова — и т. п. обнаружение истины), так и Воланд представляет собой материализацию идеи автора.
Образ Воланда — образ обобщающий, каждую сюжетную линию он приводит к своему идейному завершению, каждые композиционные параллели соединяет между собой. Воланд материализует в своем лице своеобразный суд Вечности, суд автора над своим временем.