
Дед Моро́з (Де́дко Моро́зко) — персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду; в современности — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, местный вариант рождественского дарителя.
Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.
Первоначально имел в своём гардеробе только синюю (преимущественно) и белую шубы, но в середине XX века был переодет в красную шубу. Изменение цвета костюма играло две роли: с одной стороны красный цвет являлся национальным цветом СССР, с другой красный цвет перекликался с цветом шубы Санта-Клауса, который был популярен в Европе.
18 ноября в России с 2005 года официально празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима.
Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) — славянский мифологический персонаж, повелитель зимнего холода. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. Волосы — снежные облака.
Супруга Мороза — сама Зима. Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами.
Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей; в пьесе Островского «Снегурочка» и поставленной на её основе одноименной опере Римского-Корсакова. Дед-Мороз — властный и жестокий старик, воплощение зимы.
Вместе с тем, в "Детских сказках дедушки Иринея" В.Ф.Одоевского впервые фигурирует образ "доброго Мороза Ивановича", который живет в ледяном доме, спит на перине из снега и т.п.
Во второй половине XIX века в России отмечаются попытки создать свой образ "рождественского деда", который бы дарил подарки русским детям наподобие их западных сверстников. Уже во времена Александра II отмечаются "старый Рупрехт" (явно германского происхождения, 1861), "святой Николай" или "дедушка Николай" (1870) - единичные попытки, которые не прижились. В 1886 г. впервые отмечается "Морозко", и к началу ХХ века уже складывается образ Деда Мороза. После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям, но затем был возвращен в обиход и "советизирован". Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой "рождественской" атрибутики.
Новый образ Деда Мороза был создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. На праздник приходит с внучкой — Снегурочкой и дарит подарки. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая.
В наше время это добрый, простодушный дедушка, который приходит к детям в новогоднюю ночь, чтобы положить им под елку подарок. Все подарки носит в большом красивом мешке. Ходит в красной (иногда голубой) шубе с белым воротником. Носит валенки и шапку. Нос и щеки у него всегда красные. Скорее всего - от мороза. Персонаж множества сказок. Пожалуй, самый долгожданный (его ждут целый год) для всех детей. Но таким он стал не сразу, а со временем.
Много столетий назад он был самым страшным на свете злодеем. Хуже Кощея. Им пугали не только детей, но и взрослых. И случалось это как раз под Новый год, когда день самый короткий, а ночь самая длинная ("зимнее солнцестояние"). Обычно в это время наши предки-славяне колядовали, а древние римляне отмечали праздник "Непобедимое Солнце". Этот период представлялся нашим предкам временем Великой Битвы за Свет и Солнце. Битву эту вели Белобог и Чернобог, или Перун и Карачун - седобородый старик, преследующий Громовницу, жену Перуна. Карачун оборачивается медведем и со стаей волков, олицетворяющих жестокие зимние метели, пытается отыскать Громовницу, у которой должно родиться Солнце Нового года - Коляда. (Слово "коляда" происходит от древнеславянского "коло", то есть круг, всегда служивший графическим изображением Солнца.) Вот этим самым Карачуном и был когда-то наш Дедушка Мороз. Дед Мороз, как все вы знаете, обычно появляется в полночь - традиционное время разгула нечистой силы. Тогда же начинаются и хождения ряженых в образах медведей, волков, коз и т. д. Мороз испокон веков был опасным врагом и для купца, и для ремесленника, и для крестьянина. Вот как в народе заговаривали Мороз в канун Рождества: Мороз, Мороз Васильевич! Ходи кутью есть! Цепом голову проломлю, Метлой очи высеку! Не правда ли, отношения наших предков с Дедушкой Морозом трудно назвать дружескими? Представляли его маленьким старичком с длинной белой бородой и с посохом в руке. Он бегал по полям, стучал посохом и тем самым вызывал трескучие морозы. Деда Мороза старались умилостивить, приручить. Зимой его часто подкармливали: выбрасывали в окно "для Мороза" вкусные хлебные шарики, выносили ложку сладкого киселя и при этом приговаривали: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес!" Дедушка Мороз ел сладкий кисель и постепенно добрел. Так злобный старец превратился в доброго Дедушку Мороза. И правильно сделал, потому что теперь его не боятся, а любят.
Много столетий назад он был самым страшным на свете злодеем. Хуже Кощея. Им пугали не только детей, но и взрослых. И случалось это как раз под Новый год, когда день самый короткий, а ночь самая длинная ("зимнее солнцестояние"). Обычно в это время наши предки-славяне колядовали, а древние римляне отмечали праздник "Непобедимое Солнце". Этот период представлялся нашим предкам временем Великой Битвы за Свет и Солнце. Битву эту вели Белобог и Чернобог, или Перун и Карачун - седобородый старик, преследующий Громовницу, жену Перуна. Карачун оборачивается медведем и со стаей волков, олицетворяющих жестокие зимние метели, пытается отыскать Громовницу, у которой должно родиться Солнце Нового года - Коляда. (Слово "коляда" происходит от древнеславянского "коло", то есть круг, всегда служивший графическим изображением Солнца.) Вот этим самым Карачуном и был когда-то наш Дедушка Мороз. Дед Мороз, как все вы знаете, обычно появляется в полночь - традиционное время разгула нечистой силы. Тогда же начинаются и хождения ряженых в образах медведей, волков, коз и т. д. Мороз испокон веков был опасным врагом и для купца, и для ремесленника, и для крестьянина. Вот как в народе заговаривали Мороз в канун Рождества: Мороз, Мороз Васильевич! Ходи кутью есть! Цепом голову проломлю, Метлой очи высеку! Не правда ли, отношения наших предков с Дедушкой Морозом трудно назвать дружескими? Представляли его маленьким старичком с длинной белой бородой и с посохом в руке. Он бегал по полям, стучал посохом и тем самым вызывал трескучие морозы. Деда Мороза старались умилостивить, приручить. Зимой его часто подкармливали: выбрасывали в окно "для Мороза" вкусные хлебные шарики, выносили ложку сладкого киселя и при этом приговаривали: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш овес!" Дедушка Мороз ел сладкий кисель и постепенно добрел. Так злобный старец превратился в доброго Дедушку Мороза. И правильно сделал, потому что теперь его не боятся, а любят.
