Вы вошли как Гость| Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

  Zebra  в шоколаде SITE  Hit the High points      

Воскресенье, 15.06.2025, 09:09
SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!
Рекламодателям
 
 
 
 
 
 
 
 
Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). 
 
Выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной натуры.

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи.
 
Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых.
 
Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
 
И ещё - персонаж, между прочим, вовсе не сказочный, а са­мый что ни на есть настоящий. Жила (а может, и сей­час живет) она в таежных лесах, где на белом мху растет очень вкусная ягода - ягель, а сам сосновый бор называется Яг. Вот по назва­нию бора и ягоды и назвали оди­нокую бабушку - отшельницу, а может, и знахарку - Бабой Ягой. Варила она разные зелья, су­шила травы, знала старинные зак­линания от сглазу, от порчи, от зуб­ной боли. Особой любовью у лю­дей не пользовалась. Скорее, даже наоборот: боялись ее.
 
За харак­тер скрытный, нелюдимый. За зна­ния колдовские, непонятные. Но любовь любовью, страх страхом, а помощь Бабы Яги время от вре­мени многим была нужна. То ко­рова заболеет, то зубы заноют, то засуха грянет, то еще какая на­пасть. Кто поможет? Известно - к Бабе Яге в лес идти нужно. В из­бушку на курьих ножках. Кстати, избушка эта - тоже, думаю, не выдуманная, а самая настоящая. Строили (и сейчас строят) охотники в тайге дома на столбах, а чаще -на высоких срубленных пнях. Без окон, без дверей. И складывали туда свою добычу, чтобы лесные зве­ри не растащили. Скорей всего, Яга и жила в такой охотничьей избушке, потому что своего дома пост­роить не могла: не было у нее помощников. Дома эти были низенькие: спать можно, а вот встать во весь рост - нет. Поэтому и спала Баба Яга "нос в потолок". Мало у бабушки было радостей. Может, Ивашка заглянет, Аленушка в лесу заблудится, Ко­щей поболтать придет - и все.