
В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).
Выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной натуры.
Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи.
Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых.
Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
И ещё - персонаж, между прочим, вовсе не сказочный, а самый что ни на есть настоящий. Жила (а может, и сейчас живет) она в таежных лесах, где на белом мху растет очень вкусная ягода - ягель, а сам сосновый бор называется Яг. Вот по названию бора и ягоды и назвали одинокую бабушку - отшельницу, а может, и знахарку - Бабой Ягой. Варила она разные зелья, сушила травы, знала старинные заклинания от сглазу, от порчи, от зубной боли. Особой любовью у людей не пользовалась. Скорее, даже наоборот: боялись ее.
За характер скрытный, нелюдимый. За знания колдовские, непонятные. Но любовь любовью, страх страхом, а помощь Бабы Яги время от времени многим была нужна. То корова заболеет, то зубы заноют, то засуха грянет, то еще какая напасть. Кто поможет? Известно - к Бабе Яге в лес идти нужно. В избушку на курьих ножках. Кстати, избушка эта - тоже, думаю, не выдуманная, а самая настоящая. Строили (и сейчас строят) охотники в тайге дома на столбах, а чаще -на высоких срубленных пнях. Без окон, без дверей. И складывали туда свою добычу, чтобы лесные звери не растащили. Скорей всего, Яга и жила в такой охотничьей избушке, потому что своего дома построить не могла: не было у нее помощников. Дома эти были низенькие: спать можно, а вот встать во весь рост - нет. Поэтому и спала Баба Яга "нос в потолок". Мало у бабушки было радостей. Может, Ивашка заглянет, Аленушка в лесу заблудится, Кощей поболтать придет - и все.
